Неволина Н.А. (Светлена): Пальчиковая живопись

 

 

Неволина Н.А. (Светлена): Пальчиковая живопись

 

 

«Живопись. Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок»

(«Толковый словарь русского языка»

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

 

ВНИМАНИЕ  Вместе с этой статьёй читают:    Светлена (Неволина Н.А.): О воспитании детей  Светлена Неволина: Воспитание до зачатияСветлена Неволина: Дородовое воспитание детей, Светлена (Неволина Н.А.): Младенчество (возраст от 0 до 1-го года)

 

Рисование в дошкольной педагогике называют первой продуктивной деятельностью детей, так как оно позволяет ребёнку создавать собственные, единственные в своём роде произведения, служит его самовыражению и самоутверждению. В детской живописи этим целям служат не только линии, но и цветовые пятна, что делает творческую деятельность более выразительной и эмоциональной, более привлекательной и доступной для самого ребёнка, особенно в младшем возрасте. Маленькому художнику проще передать своё настроение и внутреннее душевное состояние с помощью больших цветовых пятен, чем с помощью строгой линии. В раннем детстве, когда ребёнок ещё не владеет речью, живописный рисунок может быть для него единственным способом донесения до взрослых своего истинного настроения и чувств.

Сейчас в современном мире достаточно распространено лечение людей и животных с помощью цветовых пятен (цветотерапия), в психологии с помощью цвета решаются самые сложные вопросы взаимоотношений, в интерьере и дизайне решаются сложные задачи пространственных отношений, в йоге цветовые пятна используются для обучения основам расслабления и восстановления сил (релаксация), сосредоточения и созерцания (основы медитации). Наши предки тысячи лет (то есть множество поколений), будучи солнцепоклонниками в хорошем смысле слова, ежедневно наблюдали восходы и закаты нашего Светила, и это откладывалось (запечатлевалось) в генной памяти людей. Но современные горожане лишены этого прекрасного зрелища, либо сами стали к нему безразличны – природа карает такие отклонения всевозможными болезнями. Поэтому для горожан ныне придуманы особые очки с цветовой подсветкой для восстановления утраченного зрения и лечения депрессий. Цвет это волна, воспринимаемая каждым человеком индивидуально, и она оказывает на нас соответствующее воздействие – хотим мы того или нет, чувствуем мы это или нет. Определённые цветовые волны или их сочетания могут ускорять либо замедлять наше развитие, вызывать возвышенные либо низменные чувства. Отрицательные примеры общеизвестны: современная мода и интерьер, детские книги и игрушки, молодёжная живопись и реклама… Цвет дан человеку в ощущения и восприятие (не каждое живое существо, обладающее зрением, различает цвета), поэтому использовать его надо грамотно для ускорения собственного эволюционного развития.

Пальчиковая живопись и раннее рисование детей до 3-х лет относятся к развивающим занятиям, так как  задействуют все органы чувств ребёнка: зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Причём, вплоть до школы (до 7-ми лет) осязательные и зрительные ощущения у детей остаются ведущими, что в полной мере учитывается на занятиях по пальчиковой живописи. Сейчас написано множество хороших исследований о пользе подобных занятий и их влиянии на развитие  личности ребёнка. Ускоряется эмоциональное и телесное (физическое) развитие детей, устраняются последствия родовых стрессов и болезней, прекрасно развивается мелкая моторика обеих рук, ускоряется и усложняется развитие речи, воспитываются трудовые и волевые качества, взращиваются чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира и многое другое. Об этом можно прочитать в книгах И.А. Лыковой, И.В. Маниченко, Т. Ситниковой и других авторов, можно посмотреть серии детских книг «Цветные ладошки» и «Карапуз», в интернете есть множество текстов с исследованиями о пользе пальчиковой живописи для развития детей младшего возраста, об использовании подобной живописи в различных целях людьми всех возрастов.

Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что пальчиковая живопись как один из видов занятий детей раннего возраста является прекрасной основой для развития ума ребёнка с самого рождения. Общеизвестно, что мозг современного человека задействован крайне мало, он как бы «дремлет». Самый большой темп роста массы мозга – в 1-й год жизни ребёнка после рождения. До 3-4-х лет закладывается большинство тонких нейронных связей между двумя головными полушариями, налаживается их взаимосвязь и устанавливается их взаимодействие. Рисование малышей двумя руками хорошо способствует подобному согласованию мозговой деятельности. Подготовительные занятия с ребёнком и знакомство с красками можно начинать после 3-4-х месяцев от роду, если у ребёнка и в семье всё хорошо. И если у родителей есть желание этим заниматься, так как первое время им придётся рисовать вместе со своим дитя. Сами занятия пальчиковой живописью обычно начинают после 5-6 месяцев жизни ребёнка, так как это удобней делать, когда он уже хорошо  сидит. До 1-го года (точнее – до того времени, когда ребёнок начнёт ходить) можно рисовать всеми жидкими природными веществами: водой, соками, жидкой глиной, кашей и прочим. После 1-го года обычно оставляют для рисования простые гуашевые краски (российского производства), так как они дают огромное количество цветовых сочетаний и оттенков, и дети начинают отдавать краскам своё предпочтение. С этого же возраста перестают рисовать пищевыми продуктами, так как для повзрослевшего ребёнка вводится понятие культуры еды. Кроме пользы обоерукого рисования и множества осязательных ощущений, для развития взаимосвязей двух полушарий мозга крайне важна очень сложная деятельность обоих глаз ребёнка. Поэтому скажем об этом отдельно.

Глаз человека устроен очень сложно, причём у каждого человека есть свои особенности. Коротко можно сказать, что свет, преломляясь, проходит через хрусталик и стекловидное тело, падая на сетчатку. Деятельность сетчатки крайне сложна и важна. Она состоит из десяти слоёв, лишь один из них представляет собой слой зрительных клеток: палочек и колбочек. Палочки определяют светотональность и позволяют видеть ночью, их у человека около 120 млн. Колбочки определяют цветотональность, позволяя видеть днём, их около 6 млн. Все эти клеточки связаны друг с другом и индивидуально – с центрами головного мозга. Количество подобных связей трудно даже представить. Но можно себе представить, насколько богаче может быть мозговая деятельность у наших детей, если они с раннего детства будут получать с помощью зрения качественную и разнообразную цветовую информацию, будя спящие мозговые клетки. Это объясняет, почему все великие художники были высокообразованными и умными людьми. Это объясняет и то, что деревенские дети, выросшие среди постоянно сменяющихся красок природы, всегда считались смышлённее городских сверстников – скорость протекания их нервных реакций гораздо выше, чем у умных детей, выросших среди серых городских стен.

Кроме всего, вышесказанного, следует напомнить, что любая цветовая волна оказывает влияние на психику и тонкие тела человека. Это всегда учитывалось в цветовом узорочье русской народной одежды всех сословий. Но это уже другая тема.

 

Умение передать с помощью живописи и рисунка своё внутреннее состояние и красоту окружающего мира является одним из 64-х искусств мужчины и женщины. Этому искусству можно и нужно учиться в любом возрасте. Каждый взрослый человек, который использует лечебное голодание для очищения собственного тела, знает, что на 3-4-й день голодания в окружающем его мире словно бы добавляется красок, мир становится разноцветным, искрящимся и жизнерадостным. Это мир нашего детства, мир чистой души, таким его видят наши маленькие дети. Давайте научимся видеть его таким в течение всей нашей сложной жизни.

Оставить комментарий

Ваш email адресс не будет опубликован.