Плоды дерева познания

 

1.1 СОЗНАНИЕ

Картина окружающего мира в сознании человека возникает в результате сборки образов. Распознавая окружающие предметы, рассудок соотносит сигналы органов восприятия с хранящимися в подсознании первичными признаками явлений и собирает из подходящих признаков образы предметов в сознании.

Хранение признаков явлений организовано в виде дерева, поэтому собираемые из них образы можно называть «плодами дерева познания». 16 раз в секунду рассудок «пробегает» по «дереву» признаков явлений, отбирает подходящие и собирает из них образы. 16 раз в секунду в сознании человека обновляется картина окружающего мира.

Сознание – это поток (последовательность, череда) быстро сменяющих друг друга картин, каждая из которых замещается последующей через 1/16 секунды. Сознание – это «внутреннее кино», кадры-картины которого сменяются 16 раз в секунду.

Тот факт, что сознание – это череда сменяющих друг друга кадров-картин окружающего мира, используется во всех видеотехнологиях, которые воспроизводят на экране череду быстро сменяющих друг друга кадров – кино, телевидение, видео. Тут главное – чтобы «внешнее кино» соответствовало «внутреннему кино», чтобы на каждую собираемую в сознании картину мира приходился кадр на экране, т. е. чтобы частота смены кадров на экране была не меньше частоты сборки образов в сознании.

Если частота кадров на экране будет меньше частоты сборки образов в сознании, то зрители смогут увидеть разрывы между кадрами. А если частота кадров на экране больше частоты сборки образов в сознании человека, то движение на экране будет казаться непрерывным. Во всех видеотехнологиях частота кадров, воспроизводимых на экране больше частоты сборки образов в сознании. Телевидение воспроизводит 25 кадров в секунду, видео – 30 кадров в секунду, а кино – 24 кадра в секунду, а в начале XX века кино снимали и показывали со скоростью 18 кадров в секунду.

Частота сборки образов в сознании не постоянна – она может замедляться и ускоряться. Частота сборки образов в сознании уставшего человека ниже, чем у человека бодрого и отдохнувшего. С возрастом частота сборки образов в сознании уменьшается, поэтому пожилым людям кажется, что всё вокруг них происходит очень быстро – как в ускоренном кино. В чрезвычайной обстановке или под воздействием особых препаратов частота сборки образов может резко увеличиться, и тогда человеку кажется, будто вокруг него всё стало как в замедленном кино.

Сознание человека – это динамическая модель окружающего мира (на самом деле – не только окружающего мира), которую воспроизводит (конструирует) рассудок человека. Причём эта динамическая модель состоит не только из зрительных образов.

В процессе сборки образов в сознании возникают не только зрительные, но и все остальные восприятия и ощущения: осязательные, обонятельные, звуковые и вкусовые. И вкус, и звук, и цвет, и запах, и осязательные ощущения – всё это не атрибуты реального мира, а атрибуты его модели – сознания человека. Всё, что человек воспринимает, всё, что он видит, слышит, осязает, ощущает, вкушает – это уже результат сборки образов, это уже «плоды дерева познания».

Не всегда собираемые в сознании образы явлений соответствуют самим явлениям. Иногда рассудок ошибается и собирает в сознании ложные образы. Тогда возникают слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и вкусовые обманы: чужого принял за знакомого – обознался, ветку принял за чудовище – испугался. Люди путают звуки, вкусы и запахи, потому что всё это – лишь собираемые в сознании образы.

Собирая образ в сознании, рассудок «дорисовывает» недостающие детали – добавляет в собираемый образ недостающие детали-признаки явлений. Так, в рисунке, набросанном лишь несколькими штрихами, человек лишь потому видит изображение, а не набор штрихов, что, на самом деле, он «видит» образ, собранный рассудком в его сознании.

 

Вот примеры нарисованных сознанием фигур:

 

 

 

 

Плоды дерева познания  Плоды дерева познанияПлоды дерева познанияПлоды дерева познания

 

 

 

 

Кажется, что в центре первого рисунка находится белый квадрат, а в центре второго рисунка находится белый тругольник. На самом деле ни треугольника, ни квадрата нет. Их дорисовывает рассудок. И вообще: все образы существуют лишь в сознании людей, а на картинах или иконах нет образов – там лишь краска.

Восприятие человеком окружающего мира неминуемо связано со сборкой образов в его сознании. Когда останавливается ритм сборки образов в сознании, то пропадает непрерывная череда картин мира и человек «теряет» сознание. При этом, хотя органы чувств и посылают сигналы-восприятия, у человека исчезают все ощущения – он «лишается чувств». Ибо все ощущения появляются в результате сборки сознания.

Потеряв сознание человек не чувствует ни боли, ни запаха и ни вкуса. Боль, вкус, запах, краски мира приходят вновь, когда возвращается сознание, т. е. когда включается механизм сборки образов, ибо сознание – это и есть поток собираемых рассудком картин-образов.

Сознание теряют при обмороках или во время операций под общим наркозом. Для человека, потерявшего сознание под общим наркозом, время операции сжимается до одного мгновения. Ему кажется, что он провалился в небытие и тут же проснулся прооперированным, хотя операция могла длиться несколько часов.

То же иногда происходит с очень уставшим человеком, когда он, засыпая, сразу проваливается в «глубокий» сон. Человеку кажется, что он только-только заснул, а тут же звенит будильник. Однако часы показывают, что человек проспал несколько часов. Причина та же: во время «глубокого» сна механизм сборки образов отключается и череда картин мира в сознании пропадает.

Кроме фазы «глубокого» сна существует ещё фаза «быстрого» сна – переходная стадия между сном и бодрствованием. Во время фазы «быстрого» сна начинает включаться ритм сборки образов, а у человека возникают сновидения. Во снах человек может слышать звуки и голоса, чувствовать боль и тепло, ощущать вкус и чуять запахи. И это несмотря на то, что органы чувств не поставляют соответствующих сигналов. Причина этого в том, что образы и видения собираются не из сигналов (восприятий) органов чувств, а из первичных признаков явлений, уже находящихся в подсознании человека.

Итог:

Мир состоит из явлений. Явления существуют объективно, независимо от представлений человека о них. Человек воспринимает мир через органы чувств, однако явления недоступны человеку непосредственно в восприятиях (сигналах) его органов. Мир дан человеку в образахМир представлен человеку.

Кроме явлений окружающего мира (кроме объективной реальности), у каждого человека есть его субъективная реальность – это его сознание, мир образов, понятий и представлений этого человека о явлениях окружающего мира. Любому человеку доступна лишь его субъективная реальность.

«У наших у ворот» в реальный мир окружающей действительности «растёт чудо-дерево». «Не листочки на нем, не цветочки на нем», а образы предметов окружающего мира. Восприятие человеком окружающего мира – это процесс «вкушания» им «плодов дерева познания». В Библии, в книге «Бытие» говорится о «плодах дерева познания добра и зла», о «дающем знание дереве жизни» – речь там идёт об образах, понятиях и представлениях, а про «яблоки» нет ни слова.

1.2 ОБРАЗОВАНИЕ

Собираемые в сознании образы сохраняются в памяти. Человек может извлекать из памяти образы своего прошлого – вспоминать. Однако воспоминания человека о своей жизни начинаются не с момента его рождения. Никто не помнит момента своего рождения, не помнит первых дней и недель жизни, ибо нечего вспоминать, – у новорождённого дерево понятий находится лишь в зачаточном, крайне неразвитом состоянии. Рассудку младенца не из чего собирать образы и нечего сохранять в памяти.

Для новорождённого ещё почти нет окружающего мира. Всё много-образие явлений мира раскрывается человеку лишь по мере развития им своего дерева первичных понятий-признаков явлений. Человек от рождения начинает взращивать своё «дерево познания» – от рождения начинает создавать свои первые понятия: о расположении и протяжённости, объёме и перспективе, свете и цвете, звуке и вкусе, запахе и температуре.

Человек познаёт мир в образах. Поэтому процесс познания называется образованием. Образование – это процесс создания образов явлений в своём сознании. Цель познания – истина.

Истина – это такой образ явления, который соответствует самому явлению. Ложь – это ошибочный образ явления, т.е. такой образ (понятие, представление), который не соответствует явлению. Отсутствие образа – это без-образие, неведение, невежество, незнание, т. е. когда человек не имеет понятия, не имеет представления о явлении.

Поскольку явления мира существуют объективно, независимо от представлений человека о них, то образ явления, соответствующий самому этому явлению, – единственен. Это означает, что ИСТИНА ЕДИНСТВЕННА. Мнений, суждений, представлений об одном и том же явлении может быть много, но истинное представление (т. е. представление, соответствующее явлению) – единственно.

Если бы явления были даны человеку непосредственно в сигналах-восприятиях органов чувств или напрямую «отражались в сознании в виде комплекса ощущений» (комплекса сигналов-восприятий органов чувств), минуя механизм сборки образов, то не было бы нужды в образовании, в познании явлений. Всё было бы «и так ясно», а ложь и обман были бы невозможны. Ложь и обман возможны лишь потому, что явления мира даны человеку в их образах, а образы и представления человека о явлениях не всегда соответствуют самим этим явлениям. А каждому человеку доступна только его личная субъективная реальность, исходя из которой он и действует.

Важно помнить, что явления (вещи, предметы) реального мира – это не то же самое, что их образы в сознании человека. Образы, понятия и преставления – это атрибуты субъективной реальности и находятся они в сознании человека, а предметы и явления – это атрибуты объективной реальности и они находятся в реальном мире. Нельзя путать объективную реальность с субъективной реальностью.

Пример.

Нельзя говорить: «Каким образом действовать?». Можно создать в сознании образ действий и действовать в соответствии с «таким образом», но самим этим образом «действовать» нельзя. Нельзя вынуть из головы образ и им «действовать». Действовать можно способом или приёмом. Нельзя говорить «образуется явление», ибо «образуются» образы в сознании, а явления возникают, создаются, появляются. Нельзя говорить о «преобразовании веществ или явлений», – ибо «преобразуются» образы, а явления и вещества превращаются.
Так, нельзя говорить: «процессы горообразования», – ибо горы не «образуются», а возникают. Горы существуют в реальном мире (в объективной реальности), а в сознании человека (в субъективной реальности) существуют лишь образы гор.
Однако можно и нужно говорить «ценообразование», а не «ценовозникновение», ибо ценность не является объективным свойством самой вещи. Ценность вещи – это часть представления об этой вещи. Иначе говоря, ценность является субъективным свойством вещи. Все ценности находятся лишь в головах, в сознании людей.

1.3 СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Для передачи знаний люди используют слова. Слова – это обозначения образов (понятий, представлений). За словами стоят образы явлений или процессов. Смысл (значение, содержание) слова – это образ который стоит за словом. Чтобы понимать смысл слов надо со-ображать – соотносить слова с образами, которые стоят за этими словами.

Когда спрашивают: «Что ты подразумеваешь под этим словом? Что ты понимаешь под этим словом? Какой смысл ты вкладываешь в это слово? Что для тебя это слово означает? Что ты имеешь в виду, когда произносишь это слово?» – то желают знать, какой образ (понятие, представление) стоит у тебя за этим словом, какую информацию ты хочешь донести этим словом.

Информация – это то, что содержится «в форме» («in forme»). Информация – это содержание. «Информационное наполнение текста» – это смысл текста, т. е. совокупность образов, понятий и представлений, которые стоят за словами текста.

Слова: «образ», «понятие», «представление», »смысл», «значение», «содержание», «информация» – это слова-синонимы, т. е. слова, обладающие одним и тем же смыслом (значением, содержанием).

Смыслом и значением могут быть наделены не только слова, но и символы, знаки, иероглифы. Понятия и представления стоят за символами радиодеталей в радиосхемах, за знаками дорожного движения, за условными обозначениями на чертежах, на картах местности, на схемах технологических процессов. Чтение символов и знаков на чертежах, картах и схемах требует наличия в сознании читающего соответствующих понятий и представлений. При чтении карт, схем и чертежей надо со-ображать – соотносить знаки и символы с соответствующими им образами, понятиями и представлениями.

Слово и стоящее за ним понятие – это не одно и то же. Если слово стало привычным, это ещё не означает, что слово стало понятным, что человек создал в своём сознании понятие, что он уяснил смысл этого слова.

Не всякое слово обладает смыслом (значением, содержанием). Как сказал Леонид Шебаршин:

В мире есть много слов, к которым трудно подобрать мысли.
(Леонид Шебаршин. Хроники Безвременья)

Если у слова нет смысла (нет содержания), то говорят, что это бессмысленное, бессодержательное, «пустое», «порожнее» слово (»порожняк»). Пустословие – это склонность произносить «пустые», лишённые смысла слова, говорить бессодержательные фразы и выражения, вести пустые, бессодержательные разговоры (»порожняки гонять»).

Пустые, бессмысленные слова, часто используют для прикрытия невежества и без-образия (отсутствия образов в сознании). За нагромождениями пустых, бессмысленных заумных терминов часто прячут отсутствие представлений.

Об одном и том же явлении у разных людей могут быть разные представления, а одни и те же представления о явлении могут быть названы разными словами или обозначены разными символами. Поэтому прежде чем открыть дискуссию или затеять спор, следует уточнить смысл и значение слов, т. е. прояснить понятия и представления, стоящие за теми или иными словами, терминами и символами.

Нельзя путать слова (символы, обозначения) и стоящие за ними образы (понятия, представления). Всегда необходимо различать:

  1. ЯВЛЕНИЯ (вещи, предметы) – «объективную реальность».
  2. ОБРАЗЫ (понятия, представления) – «субъективную реальность».
  3. СИМВОЛЫ (слова, названия, обозначения, коды).

 

Плоды дерева познания

 

 

Поскольку знания передаются с помощью слов, символов и обозначений, то существует два разных способа сокрытия знаний:

  1. шифрование (перекодирование);
  2. герметизация.

При шифровании заменяются символы, а понятия и представления, стоящие за этими символами, остаются неизменными (например, буквы заменяются цифрами или «пляшущими человечками»). При герметизации заменяются понятия и представления, а символы остаются прежними. Поскольку древние знания были не зашифрованы, а загерметизированы, то их раскрытие требует не расшифровки, а разгерметизации – восстановления изначальных представлений, стоявших за известными и ныне символами и обозначениями.

При герметизации возникает 2 типа типа представлений об одних и тех же символах – внутренние и внешние представления. Внутренние представления – это истинные представления, а внешние представления – это ложная легенда, которой заменены истинные представления. Внутренние представления – это сокровенные знания. Их скрывают. Они предназначены лишь для узкого круга посвящённых, а внешние представления открыты для всех.

Внутренние сокровенные знания называют эзотерическими (»эзо» – внутренний, скрытый, а «терра» – простанство). Внешние знания называют эКзотерическими (»экзо» – это внешний, видимый, отсюда «экстерьер» – внешний вид). Бульварно-эзотерическая литература наполнена не эзотерическими, а эКзотерическими знаниями – ложными представлениями, предназначенными для внешнего потребления, с помощью которых загерметизированы истииные эзотерические знания.

1.4 ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

В разных языках одни и те же понятия обозначаются разными словами. Благодаря тому, что в разных языках есть общие понятия, можно переводить с одного языка на другой – заменять слова и фразы одного языка на слова и фразы другого. Однако языки отличаются не только словами, но ещё и понятийной базой (представлениями, стоящими за словами языка). Поэтому не всегда можно сделать точный перевод (т. е. перевод без смысловых потерь) с одного языка на другой.

Ограниченная понятийная база языка обычно проявляется в небольшом словарном запасе. Так, у народов, находящихся на низших ступенях цивилизационного развития, как и у людей из низших слоёв общества, запас употребляемых слов невелик и насчитывает иногда лишь несколько сотен слов. Ещё более примитивной системой понятий обладают животные.

Животным, как и человеку, явления мира даны в образах, понятиях и представлениях. Картина окружающего мира в сознании животных возникает так же, как у человека: распознавая явления окружающего мира, рассудок соотносит восприятия органов чувств с «деревом» первичных признаков явлений, отбирает подходящие признаки и собирает из них образы явлений в сознании.

Животные отличаются от человека тем, что их способность развивать своё «дерево» понятий (растить своё «дерево познания») крайне ограниченна по сравнению со способностью человека. Вследствие этого разум животных (т. е. мир образов, понятий и представлений у животных) значительно менее развит, нежели разум человека.

После своего рождения и дети, и зверята начинают развивать свою понятийную систему. Некоторые животные поначалу даже опережают человека в развитии. Однако животные вскоре прекращают растить своё «дерево познания», а люди продолжают развивать свою понятийную систему. Поэтому в итоге люди обладают значительно более развитой системой представлений, чем животные.

Мозг у высшей обезьяны и человека приблизительно одинаков. Но умственное развитие обезьяны всю жизнь остается на уровне трехлетнего ребенка

Поскольку животные не обладают развитой понятийной системой, то и мышление их примитивно. Малоразвитое дерево понятий не позволяет животным различать многие явления. Например, животные не распознают изображения на рисунках. У животных нет понятий о ценности вещей (ибо ценность не является свойством самой вещи, а является частью представления о вещи), поэтому они не обменивают товары, они не покупают и не продают. С животными нельзя заключить договор или совершить сделку. Из-за бедной системы образов в их сознании животные не понимают смысла слов и не могут научиться человеческому языку – они могут понять лишь простые команды хозяина или дрессировщика.

Встречается мнение, будто бы животные не могут овладеть человеческим языком исключительно оттого, что не могут издавать человеческие звуки – гортань у животных устроена иначе. Но дело не в устройстве гортани. Немые люди тоже не могут издавать звуки человеческой речи, однако, в отличие от животных, немые овладевают языком. У немых есть свой язык – язык жестов, в котором понятия обозначены жестами, а не словами.

Животных нельзя научить человеческому языку не потому, что они не могут издавать нужные звуки, а потому, что в их головах нет нужных понятий. Животные не понимают слов, потому что не со-ображают, не соотносят слова с образами, – ибо нет у них нужных образов, не с чем им соотносить слова. Животные могут сопереживать, но не могут понять – нет у них нужных понятий.

Говорят, что плохой студент на экзамене похож на собаку. Он хочет сказать, да не может. Это потому, что у плохого студента, как и у собаки, нет в голове нужных понятий. Вот он, как собака, и не может сказать.

Некоторые птицы (скворцы, попугаи) могут произносить отдельные слова и даже целые фразы человеческой речи, однако они не понимают того, что произносят (нет в их мозгах нужных понятий). Эти птицы не разговаривают, а лишь имитируют речь.

Человек отличается от животных своим разумом, своей исключительной способностью развивать понятийную систему. Эта способность считается «божественным началом» в человеке. Человек отличается от животных своим «божественным началом» – озарениями и откровениями, осеняющими разум светлыми мыслями.

Именно благодаря своему «божественному началу», благодаря своей исключительной способности развивать в своём сознании систему понятий о явлениях мира, человек создал цивилизацию и овладел многими явлениями природы. А животные, хотя некоторые из них (например, обезьяны) обладают даже более подвижными конечностями, чем человек, не создали цивилизации, потому что они не обладают столь развитой, как у человека, способностью познавать мир.

Не «труд сделал из обезьяны человека», а познание явлений мира. Человек стал человеком, когда обрёл разум, когда стал развивать свою понятийную систему, когда задействовал свою способность познавать мир. Именно тогда началось становление человечества, именно тогда возникла человеческая цивилизация.

1.5 В ТРЁХ СОСНАХ

Философы давно пытались понять, что такое человек и чем он отличается от животных. Древнегреческий философ Платон сказал так: «Человек – это животное о двух ногах, лишённое перьев». Диоген – вечный оппонент Платона – принес в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». Подумав, Платон добавил к своему определению человека слова: «…и с широкими ногтями».

Увы! Со времён Платона философия не продвинулась в понимании того, чем человек отличается от животных. Они по-прежнему ищут отличие человека от животных во внешних признаках (перьев нет, гортань иначе устроена).

Первопричиной всех философских ошибок и заблуждений является непонимание различия между материей (явлениями, вещами, предметами), идеями (образами, понятиями, представлениями) исимволами (обозначениями, названиями, словами).

Все течения философии делятся на три ошибочных направления:

  1. материализм;
  2. идеализм;
  3. символизм.

Материалисты отрицают существование субъективной реальности – мира идей, образов, понятий, представлений, в сознании человека. Для материалистов вообще не существует внутреннего мира человека. Поэтому они и не занимаются его изучением.

Материалисты утверждают, что «материя – это… объективная реальность,… данная человеку в ощущениях», в сигналах-восприятиях органов чувств. Поэтому они изучают сигнальные системы организма (1-ю сигнальную систему, 2-ю сигнальную, 3-ю сигнальную).

На самом деле «ощущения» – это не сигналы (восприятия) органов чувств, а уже результат сборки образов в сознании. Образ в сознании – это не «комплекс ощущений», не комплекс сигналов-восприятий органов чувств, ибо образы в сознании собираются не из сигналов (восприятий) органов чувств, а из первичных признаков явлений, уже находящихся в подсознании человека.

Идеалисты отрицают существование объективной реальности – мира явлений, вещей, предметов. Они полагают, что «реальность – это всего лишь иллюзия, хотя и очень назойливая« (Альберт Эйнштейн).

Примером идеализма является созданная Эйнштейном теория относительности, в которой объективные свойства реальных явлений (линейные размеры, масса, скорость хода времени) зависят от положения (скорости движения) наблюдающего. На самом деле, в зависимости от позиции наблюдающего или скорости его движения, могут меняться лишь субъективные свойства явлений, такие, как, например, угловой размер. Но субъективные свойства являются частью представления человека о явлении, а не частью самого явления.

Теория относительности, собственно, и названа так оттого, что в ней объективные свойства явлений меняются относительно положения наблюдателя. На самом же деле явления и их объективные свойства существуют независимо от представлений человека о них. Необходимо ясно понимать различие между объективной реальностью и субъективной реальностью, между явлениями мира и представлениями человека о них.

Несмотря на широкую известность, теория относительности – это в корне ошибочная идеалистическая теория. Не удивительно, что она была многократно опровергнута наблюдениями и экспериментами, хотя об этом умалчивают по политическим мотивам.

Увы, далеко не всегда люди понимают различие между явлениями реального мира и представлениями. Например, в 30-е годы XX века в СССР между физиками возникла дискуссия о том, существуют ли магнитные линии в реальной действительности или же это чисто воображаемые линии. Игорь Тамм сказал, что «говорить о вещественности магнитных линий все равно что спорить, какого цвета линии меридиана«. Тем самым Тамм проявил своё непонимание различия между явлениями реального мира и представлениями. Магнитные линии (лучше говорить магнитные нити) – это объекты реального мира, а меридианы в реальности не существуют. Меридианы существуют лишь на картах и в представлениях людей.

Символисты не понимают, что символы (слова, обозначения) должны обладать смыслом (значением, содержанием). Символисты полагают, что мир дан человеку в словах, научных терминах, математических символах и т. д. По определению символистов, человек – это «анималь симболикус» (animal symbolicus) – т. е. животное, оперирующее символами.

Символизм ярко проявлен во многих современных физических теориях, в которых даже не пытаются сопоставить математическим символам и формулам какие-либо образы, понятия и представления. В этих теориях даже не пытаются вложить хоть какой-то смысл в тот или иной символ, формулу, уравнение.

Примером чистого символизма является кабала (каббала). В кабале есть слова, знаки, символы и схемы, за которыми, однако, нет ни смыслов, ни понятий, ни представлений. Из-за этого символизм иногда называют кабалистикой. Когда люди видят бессмысленные значки, схемы, формулы или уравнения, то спрашивают: «А это что за кабалистика?»

Увы! За всё время существования цивилизации философы, хоть и написали горы трактатов, но всё бродили вокруг да около, «блуждали в трёх соснах». Они даже основ философии не заложили. История философии – это, на самом деле, лишь история попыток создать философию. Причём попыток неудачных, ибо философия так и не была создана. Отчасти это связано с недостаточностью понятийной базы европейских языков. Опираясь же на понятийную базу русского языка и смысловые связи слов, можно сформулировать основы философии на нескольких страницах, что и продемонстрировано в этом параграфе книги.

Те понятия, которые на русском языке можно разъяснить в двух словах, на европейских языках придётся расталдычивать, может, в нескольких томах. Например, фраза: «Образование – это процесс создания образов явлений в своём сознании», – не вызывает сомнений у русского читателя, ибо слово «образование» в русском языке явно происходит от слова «образ». В переводе же на английский язык эта фраза будет нуждаться в разъяснениях и доказательствах, поскольку слова «образ» – по-английски «имидж» (image) и слово «образование» – «идьюкейшн» (education), в английском языке никак между собой не связаны. То же относится и к фразе: «соображать – значит соотносить с образами«.

Ещё пример – русское слово «семья» и английское «фэмили» (family). В русском слове «семья» явно содержится число 7. Для русского читателя очевидно, что «семья» – это 7 каких-то Я. Так иногда и пишут: «семь Я» или «7Я». О том, что это за Я, какие это Я и почему этих Я именно 7, речь пойдёт в последующих главах этой книги. Английское же слово «фэмили» (family) не содержит никаких чисел и никаких Я, и не связано с теми глубинными понятиями, которые стоят за русским словом «семья».

Нельзя не заметить, что засорение русского языка словами иностранного происхождения приводит к отрыву языка от его понятийной базы. При замене русских слов иностранными словами теряется глубинный смысл слов, утрачиваются смысловые связи. Это обедняет мышление, делает мышление примитивным.

One thought on “Плоды дерева познания

  1. Карамболь says:

    Пожалуйста, указывайте источник правильно.
    Это начало книги “Светопреставление” – Часть I, глава 1, §1 “Плоды дерева познания” (http://www.tatarow.narod.ru/01-1.htm).

      (Цитировать)

Оставить комментарий

Ваш email адресс не будет опубликован.